Об эпигоне Тарковского

Версия для печати Вставить в блог
 
Copy to clipboard
Close

Аркадий Малер делится мнением о рецензии на фильм Звягинцева, с которым режиссер выступил на Каннском кинофестивале.

Новый фильм Звягинцева "Левиафан" еще не смотрел, но успел прочесть апологетическую рецензию либерального кинокритика Антона Долина.
http://m.vozduh.afisha.ru/cinema/den-desyatyy-pankmoleben-zvyaginceva/
 
Не знаю, насколько он адекватно передает политический подтекст фильма (надеюсь, что не совсем адекватно), но если Левиафан здесь берется из Книги Иова, а подается как власть (по Гоббсу), причем, именно российская власть, то это уже как-то до пошлости предсказуемо.
 
Признаюсь, что я никогда не любил фильмы Звягинцева, хотя признаю, что он, конечно, самый качественный эпигон Тарковского. Дело в том, что эстетика Тарковского "иконична" - каждый образ у него, даже если это просто "таз, кувшин, вода", возводит нас к некоему идеальному миру, и после его фильмов хочется жить и творить, причем, жить и творить в России и на благо России.
 
Эпигоны Тарковского часто совершенно не понимают эту светлую, теплую, анагогическую сущность его творчества и думают, что можно также завораживать русского зрителя, будучи, при этом, совершенно холодными по отношению к этому зрителю, исповедуя абсолютный минимализм эмоций и прокручивая одну и ту же шарманку о том, как ужасно жить "в этой стране", где есть только бандиты, шлюхи, “ватники”, гопники, оборотни в погонах, попы на мерседесах, унылая серая природа, но иногда ещё над всем этим нежно парит одинокий депрессивный “интеллигент”, чудом еще не убитый за свое нескрываемое презрение ко всему окружающему.
 
Понятно, что "Ника" и западные премии гарантированы для снятого таким образом фильма: если не в Каннах, так в Венеции, если не в Венеции, так в Айова-сити. Но к истории большой русской культуры (как и европейской в целом) такой фильм будет иметь примерно такое же отношение, как и большинство соцреалистических фильмов на производственную тему.
 
Аркадий Малер
Ваша оценка: Ничего Рейтинг: 2.8 (8 голосов)

Наша кнопка

Русский обозреватель
Скопировать код