Вся мировая музыка ХХ века выросла из "Весны Священной"
Автор: Егор Холмогоров в вс, 09/02/2014 - 17:00.![Вся мировая музыка ХХ века выросла из "Весны Священной" []](/files/the-rite-of-spring-1945-1.jpg%21xlMedium.jpg)
Почему в олимпийской "азбуке Любы" Стравинский есть, а Шостаковича нету.
Авторам "патриотического" воя: "а где Шостакович? а где Прокофьев?" хочу заметить, что нравится вам это или нет, но величайшим русским композитором ХХ века является вот этот человек, создавший музыкальную культуру ХХ века.
Все остальные - либо архаисты, как Рахманинов, либо продолжатели - как Прокофьев и Шостакович. А ученик, как бы велик он не был, не может быть выше учителя.
Так же как русская литература выросла из голголевской "Шинели", так же вся мировая музыка в ХХ веке выросла из "Весны Священной". До "Весны" мировая музыкальная культура была одна, после - другая.
Та странная недооценка Стравинского на грани культурного бойкота, которая наблюдалась в СССР и РФ не может быть объяснена его эмиграцией (не светился ни в какой антисоветчине, охотно приезжал в СССР) и связана исключительно с тем, что для соцреалистического культурного стиля с обличениями "сумбура вместо музыки" Стравинский был невыносимо сложен. Отсюда и гипертрофированный культ его великих продолжателей - Прокофьева и Шостаковича, которые согласились быть для советского народа попроще (они великие композиторы, кто бы спорит, Прокофьев так вообще мой любимый,но отрицать их зависимость от созданной именно стравинским музыкальной парадигмы попросту глупо).
Когда решили представить звуки земли "инопланетянам" (пластинка Вояджера), набор классики оказался следующий Бах, Моцарт, Бетховен и... Стравинский. Если бы я верил в инопланетян, я бы сказал, что музыка Стравинского имеет всегалактическое значение. Но я в них не верю, поэтому замечу просто, что если измерять культуру не популярностью, не шедевральностью, а именно концентрацией творческого духа, движением вперед, то именно Стравинский является величайшим достижением русской музыки.
В Амстердаме есть "улица Стравинского", в Монтре - вообще "улица весны Священной". У нас - нет. Это позор просто.
Не замечать русского который произвел революцию в мировой музыке и бухтеть, что ему отведено слишком много места - это очень по-россиянски, к сожалению... Опять всё та же история с самодебилизацией. "Он слишком сложный, непонятный, это для интеллектуалов".
Ну давайте слишком сложного Достоевского заменим Крестовским?!
Егор Холмогоров, главный редактор сайта "Русский обозреватель"