Егор Холмогоров: Дорогой пророк
Автор: Русский обозреватель в пн, 04/08/2008 - 03:01.
Пророки делятся на дорогих и дешевых. Дешевые пророки предсказывают
наступление новых эпох, оперируют тысячелетиями, видят общие контуры
отдаленного Будущего. Дорогие пророки могут здесь и сейчас какая погода
будет завтра, кто победит в битве и у кого за пазухой кинжал. Александр
Солженицын был очень дорогим пророком, иногда в шутку притворявшимся
дешевым. Эта игра, впрочем, никогда не заходила настолько далеко, чтобы
игра в призвание заслонила бы весьма успешное предприятие.
Выдающимся талантом Солженицына было умение увидеть доминирующую в
русском обществе тенденцию и поддержать её со всей возможной энергией,
со всем возможным литературным мастерством и учительным пафосом. Если
можно – возглавить её и предстать её отцом. В 1960-е Солженицын
возглавил подобным образом антисталинистскую, «лагерную» литературу,
затем — напористый системный антикоммунизм. В 1970-е резче чем кто-либо
из представителей русской интеллигенции обозначил её одновременно
националистический и «неоконский» поворот (причем в последнем случае он
оказался своеобразным пророком решительного рейганизма еще и для
Запада». В 1991 Солженицын начал «обустраивать Россию» без СССР. А
затем если и не оказался во главе, то хотя бы честно стремился к месту
лидера национальной оппозиции ельцинизму, ведущему Россию к обвалу… А
поскольку одним изх лейтмотивов этого обвала был еврейский вопрос, то
Солженицын выпускает «Двести лет вместе» — пользуясь уже признанным
правом пророка говорить о том, за что любого другого затравят.
В 2000-ные Солженицын пожалуй впервые перестал быть в оппозиции —
путинская Россия оказалась если не реализацией его мечтаний, то, по
крайней мере строем от которого было не стыдно принимать награды и
который было нестыдно сдержано одобрить в телеинтервью. Да и для самого
«режима» Солженицын оказался почти идеальной фигурой — западник
рассорившийся с Западом и отвернувшийся от него, патриот и при этом
лютый антикоммунист, сторонник одновременно и расплывчатой демократии и
сильной руки, автор формулы о «сбережении народа»… Солженицын всем
годился в пророки новой эры – кроме одного, его «власовщины», его
отношения к Победе, каковое резко выбрасывало его из общенационального
консенсуса.
Впрочем, Солженицын никогда и не стремился в этот консенсус
влиться. Напротив, он словно нарочно придумывал новые скандальные линии
разделения между собой и остальными. В этом тоже было хитроумие
дорогого пророка — не стать заложником одной лишь общественной
тенденции, не оказаться в ней вождем, который будет никому не нужен как
только сменится эпоха. Тактика эта была весьма мудрой. Солженицын
«ГУЛАГ-а» торжествовал в подпольном сознании в 1970-е и в публичном в
1990-е, но сегодня он был бы похоронен. Зато Солженицын критик Запада,
идеолог некоммунистической державы, торжествует сегодня и будет, если я
как дешевый пророк не ошибаюсь, в ближайшее время торжествовать еще
больше.
Теперь, когда титан умер, вполне уместной окажется его политическая
канонизация, которая вынесет за скобки все неудобное (то есть
власовщину, бесконечную ложь и подчистки в «ГУЛАГ-е» и не меньшие
искажения в «Красном Колесе», апологию предательства в «Круге первом»),
и оставит то, что будет нужно — сбережение народа и державность,
земство и любовь к русскому языку. Будет даже осознано то, что
«диссидент» Солженицын, даже будучи диссидентом оставался частью,
советской «идеологической номенклатуры» и не так, так иначе все время
работал на державу.
Вопрос, собственно, лишь в том, сохранится ли при этой канонизации
Солженицын как писатель и если да, то в каком объеме. Нет, наверное,
ничего более опасного для репутации Солженицына у молодого поколения,
чем знакомство с его произведениями, тягучими, колеблющимися между
желчным пафосом и грубовато выделанным ядом. Школьник и студент над
страницами этих книг попросту «умирают» (чего все-таки не происходит ни
с Достоевским, ни с Толстым, ни хотя бы с Толстым-2, а является уделом
лишь Чернышевского и Салтыкова-Щедрина, рядом с которыми писателю
Солженицыну, боюсь и уготовано место в колумбарии русской литературы).
Но вот кто должен обязательно восторжествовать в посмертном образе
Солженицына — это пророк обращения к красоте, гибкости и
выразительности русского языка. Пророк «языкового расширения», которое
сегодня для нас не менее важно, чем сбережение народа. Русский язык
является одним из наших недооцененных активов.
Упрятанный справочниками по грамматике и тестами ЕГЭ в одномерную
правильность он не использует и десятой части своих
словообразовательных, словосочетательных и словорасстоновочных
возможностей, предоставляемых необычайной гибкостью его флексий.
Незаполненные девять десятых заполняются всевозможным мусором из
манагеров, падонкафф и чиста канкретной братвы. Язык люмпенизируется,
глобализуется и уголовнеет.
И значение Солженицына в противостоянии этому процессу трудно
переоценить. Пусть даже «Словарь языкового расширения» был, в
значительной степени конспектом Даля. Но способность самого Солженицына
играть словами легитимизировала великий, могучий и свободный русский
язык в его сопротивлении всевозможным жаргонам. Языковая
контрреформация в русском языке — это, пожалуй, последнее и самое
важное из пророчеств оставленных Солженицыным нашей эпохе.
Источник: novchronic.ru/1597.htm