Не секрет, что сейчас одному проценту населения принадлежит половина всего мирового состояния, в то время как половина человечества владеет лишь одним процентом от общего богатства.
Топ-менеджеры в Америке зарабатывают примерно в 350 раз больше обычного сотрудника. В 2014 году 25 самых высокооплачиваемых менеджеров хедж-фондов суммарно получили 11,6 млрд долларов, и это относительно небольшая сумма по сравнению с предыдущими годами.
Куратор и фоторедактор Майлз Литтл посвятил этой теме книгу и выставку под названием «1% привилегий во время глобального неравенства» (1%: Privilege in a Time of Global Inequality), где собраны работы разных фотографов. Книга, деньги на публикацию которой собирались через Kickstarter, должна выйти в декабре. Идею фотопроекта автор объясняет так:
«Я хочу, чтобы люди начали вести диалог об экономической справедливости, о наших общественных приоритетах и ценностях. Тех ли героев мы чествуем? Правильно ли мы поступаем друг с другом? Или наши устремления направлены по неверному пути?»
Литтл надеется, что его читатели и зрители задумаются об этом, узнав больше о жизни сверхбогатых людей. Вот, что фотограф рассказывает о своем проекте.
Идея пришла ему в голову во время отпуска в штате Оахака в Мексике, когда он обсуждал с другим куратором фотографию, богатство и неравенство. Майлз уехал воодушевленным — он решил сделать проект, где бы эти три темы пересекались. Снимок «Варвара в своем домашнем кинотеатре» показывает, каково расти ребенком в привилегированной семье в России. По словам Литтла, фотограф Анна Складманн описывала девочку «как бабочку, пытающуюся вырваться из своего кокона».
«Варвара в своем домашнем кинотеатре», Москва, 2010 год, фото Анна Складман из серии «Маленькие взрослые»
Изображение из серии «Уничтожение гор», в которой фотограф рассматривает влияние угольной промышленности на культуру и пейзаж Аппалачей. Эту фотографию Литтл выбрал за зловещую атмосферу. Он говорит: «За потребление и изысканные запросы приходится расплачиваться экологией. Можно скрыть это за аллеей деревьев, но последствия затронут многих людей».
Фото из серии «Уничтожение гор», Даниэль Ши, Чешир, Огайо, 2009 год
«Этот снимок сделан в алмазной шахте в Танзании. В своей серии фотограф Дэвид Ченселлор запечатлел нищих местных жителей, живущих поблизости от шахты. Они вгрызаются в породу, надеясь найти алмазы или алмазную пыль. Какой сюжет! Здесь одновременно можно увидеть роскошь, ущерб экологии в результате постройки шахты и неприкрытое насилие со стороны сильных мира сего».
«Охрана шахты», Дэвид Ченселлор, Северная Мара, Танзания, 2011 год
Литтл сознательно не использует привычные образы богатства, которые мы регулярно видим в таблоидах и голливудской продукции. Эта фотография из серии 2008 года «Рай сейчас» (Paradise Now) показывает деревья, залитые искусственным светом азиатских городов. Литтл сообщает: «Я хотел показать фантастическую, маниакальную экономическую активность. На выставке, во многом посвященной экономике, мне было важно показать труд, высокую производительность и непосредственно работу».
Рай сейчас №18, Петер Бялобжески, 2008 год
По словам Литтла, ему хотелось избежать клише вроде злодейских толстяков-банкиров. Это изображение из Шанхая он прокомментировал так: «На снимке эффектно подано соседство богатства и бедности, красивых зданий и руин».